Польский фарфор 50-х -60-х г

Группа: Постоянный участник Сообщений: 357.

Регистрация: 15-May 11 Из: Варшава Пользователь №: 17986.

Фигурки авторства скульпторов из Института промышленного дизайна (ИПД) в Варшаве Божена Костух 1 марта 2001 „Gazeta Antykwaryczna” (060) 03/2001 (…)В последние годы в наших антиквариатах появилось много фарфоровых и порцелитовых фигурок, как же отличающихся от традиционной керамической галантереи заполняеющей серванты. Эти фигурки ударяют неожиданной свежестью подхода, простотой исполнения, извлекая наиболее характерные черты личности или животного, иногда почти абстрактной формы, которая воздействует на зрителя лишь красотой пластики или декоративностью росписи. Большинство из них, хотя, конечно, не все, из этих необычайно характерных фигурок, были созданы по проектам четырёх скульпторов — Ханны Ортвейн, Генрика Ендрасяка, Мечислава Нарушевича и Любомира Томашевского – работавших в конце 50-х и начале 60-х годов ХХ века в мастерской керамики и стекла Института промышленного дизайна в Варшаве. Институт промышленного дизайна (ИПД) является очень заслуженным учреждением для развития польского дизайна. Основанный в 1950 году(. ), стал центром дизайна, исследований и подготовки кадров, играя большую роль в возрождении польской керамической промышленности и во внедрении в неё современнго дизайна, как в формах так и в росписи. Так современного и так иного на фоне того, что до сих пор производилось на заводах по всему миру, что изделия, особенно фигурки разработанные художниками, связанными с Институтом промышленного дизайна, вызывали сенсацию и восторг посетителей выставок в Чикаго, Берлине, Праге или в Москве. Авторы работ пишущие об истории и деятельности ИПД цитируют восторженные, полные энтузиазма отзывы о керамических изделиях в памятных книгах различных выставок, обращая внимание на признание не только посетителей, но и критики. Подчёркивают, что, например, на показе польской керамики в Нью-Йорке, или на Международной ярмарке в Познани представители керамической промышленности из-за границы — из Чехословакии, и даже из Японии – делали тщательную фотографическую документацию стенда Центрального управления внешней торговли Минекс, занимавшегося экспортом польской керамики; отмечают, что стиль керамической скульптуры ИПД был подхвачен дизайнерами и производителями из других стран, и что даже встречались почти точные копии фигурок польскихавторов, которые продавались под торговыми марками компаний из Чехословакии, Германии и США. О керамике разработанной в варшавском ИПД пишут в то время во многих зарубежных изданиях о промышленном дизайне, например, в «Decorative Art», «Kunst Und Handwerk» или в «Pottery Gazette». Якобы, даже Филипп Розенталь поехал в Варшаву, чтобы приобрести пректы дизайнерских авангардных кофейных сервизов Любомира Томашевского, а также чтобы его лично, и Мечислава Naruszewicza пригласить на работу в модельной мастерской в Selb В мастерской керамики и стекла ИПД делались отливы формы фигурок, а затем передавали на заводы для серийного производства, отсюда и их повторяемость и наличие клейм различных польских фарфоровых заводов на, казалось бы, одних и тех же фигурках. кпэм 60 Таким образом, такую же фигурку могли сделать на фарфоровом заводе в Цмелёве и в Богутицах или в Валбжихе. На фигурках могут быть клейма следующих заводов: miel w, Chodzie , «Karolina» из Явожины Силезской, Tu owice, двух заводов в Валбжихе ( Кrzysztof ( после 1952 г. Wawel ) — бывший Кrister” и „Wa brzych”–бывший «Tielsch»), а также Bogucice. Фигурки в стиле ИПД также делали на заводе Steatyt в г. Катовице.

Скульпторы создавали в основном фигурки животных, реже фигурки людей – чаще это были женские персонажи. Можно назвать всего лишь несколько мужских фигурок, например, Негр Ханны Ортвейн, Мексиканский всадник Мечислава Нарушевича или Феликс Любомира Томашевского. Женщины были представлены либо в современной одежде — как Сидящая девочка Генрика Ендрасяка или Девочка в брюках Томашевского, либо в платьях не связанных с какой либо эпохой, например, Дама с зеркалом или Сузанна , авторства того же художника. Тем не менее, фигурки скульпторов IWP, это в 80% фигурки животных, а мир фауны, из которго они черпали вдохновение был чрезвычайно богат и разнообразен. кастрюля 50 литров Это, например, ящерицы, черепахи и улитки (проекты Ханны Ортвейн), доисторические рыбы и рептилии ( Бронтозавр , Ихтиозавр Генриха Ендрасяка), кошки и тигр, различные породы собак (которыми отличались Мечислав Нарушевич и Любомир Томашевский), экзотические животные, как верблюды, антилопы гну, буйволы, носороги, дикие и домашние птицы — петухи и куры, сороки, галки, цапли, вороны,(. ) тетерева, совы и даже колибри. Большинство фигурок выполненых в ИПД имеет свой характерный, явно ощутимый стиль, который выражается в тенденции к обобщению и условности, опущению деталей в пользу наиболее важных элементов, общей характеристики движения или формы. Взгляните хотя бы на Индюка М. термометр тсж х Нарушевича или на Арабку Л. Томашевского. Эти тенденции иногда граничат с абстракцией, как в фигурках Поцелуй Томашевского, Пингвины Ортвейн, Голуби Ендрасяка или Мазовии Нарушевича(. ). Есть, конечно, и более реалистичные представления и, что интересно, сделанные в то же самое время и теми же художниками. Сравнение подражающей классицизму Гребешки Любомира Томашевского 1958 года с созданной им в том же году, Дамой с зеркалом оказывается неожиданным — как будто авторы этих фигур это два разных человека, или как будто их создание делит значительный период времени в развитии творческой позиции скульптора. Фигурки отличаются, конечно, также качеством фарфора или росписью, авторами которой впрочем были те же художники, работающие в ИПД. Фигурки могут быть в белье –здесь главным образом играет форма скульптуры, цвет и качество фарфора(. ), а также могут быть расписаны (роспись может быть под- и надглазурная, иногда дополняющие друг друга). Авторы неоднократно подчеркивали роль и важность росписи, и предостерегали перед произвольным и не согласным образцу исполнением. Несоответствующая, слишком агрессивная или слишком натуралистическая роспись могла затушевать и даже уничтожить пластический эффект статуэтки, задуманный её автором. В свою очередь, правильно подобранная роспись могла по разному представлять одну и ту же фигурку.Та же фигурка Певица Любомира Томашевского, в зависимости от росписи могла быть певицей из церковног хора в скромном застегнутом до шеи платье, или певицей кабаре, в платье сильно декольтированном и плотно обтянутом. Феликс , также Любомира Томашевского, в зависимости от росписи может сыграть роль или официанта, или моряка. (. ) Мастерская керамики и стекла прекратила свое существование в 1965 году, когда на её месте была создана действующая до 1968 г. Проектная мастеркая, изменив и расширив свой профиль деятельности. После 1968 вопросом дизайна керамики занимался Институт промышленного стекла и керамики, в которой пришли работать многие дизайнеры из ИПД. Однако, среди них уже не было скульпторов проектирующих фигурки. Хуже того, были уничтожены гипсовые формы, которые были важны не только для истории польского дизайна, но и в будущем могли быть использованы для восстановления моделей разработанных в ИПД.

Несмотря на то, о чём было написано выше, и, несмотря на хрупкость материала, из которого они были сделаны, к счастью мы все еще можем встретить много фигурок созданных в Мастерской керамики и стекла Института промышленного дизайна. Фигурки конца 50-х и 60-х ХХ века можно сейчас найти в антикварных магазинах и даже на аукционах.(. ) Интересно, что цена не зависит от размера фигуры, ни от материала из которого она изготовлена (т.е. фарфор или порцелит), ни от наличия или отсутствии декора.

Фарфоровые «пикассо» из Валбжиха – современные изделия 50-60-х годов ХХ в.

Кшиштоф Харевич 1 марта, 2002 „Gazeta Antykwaryczna” (072) 03/2002.

Вероятно, многим Валбжих ассоциируется с угольными шахтами, задымленным воздухом и общей серостью. кастрюля 50 л Сегодня это уже лишь воспоминания, настолько далёкие, что городские власти ставят ставку на. туризм. Всё-таки в Валбжихе производили, кроме «чёрного золота» также и белое — фарфор. Клейма немецких фабрик: Кристер и Tielsch, двух из многих заводов, работающих в нынешних границах города Валбжих, хорошо известны коллекционерам старого фарфора. Эти марки завоевали настолько сильную позицию на рынке, что работали непрерывно со дня основания до 1945 года, а после войны были национализированы новой властью. Со временем они получили польские названия: Кшиштоф (после 1952 года Вавель ) и Валбжих.

Если довоенный фарфор из Валбжиха достаточно хорошо известен, то современные изделия из 50-х и 60-х годов ждут более тщательного изучения. Растущий интерес коллекционеров к красочным изделиям абстрактно-органической формы, часто ассоциируемых с изделиями из Цмелёва, должно вызвать у нас желание более пристально присмотреться к так называемым «пикассам» из Валбжиха.

С какого момента мы можем поэтому говорить о современности Валбжихского фарфора? Ну, как известно, после 1945 года были приняты различные меры для более тесной увязки деятельности промышленных предприятий с дизайнерами — выпускниками художественных школ. Их заданием было контролировать эстетику произведимых на заводах и фабриках мебели, фарфора и стекольной промышленности. Таким образом был создан ИПД (Институт Промышленного Дизайна). Дизайнеры института создавали образцы, которые потом внедрялись, в частности, на фарфоровых заводах, однако, независимо от этого, при заводах создавались свои художественные лаборатории.

Первой из них была создана в Валбжихе в 1952 году под руководством Людмилы Покорной, выпускницы Познаньской Академии Изобразительных Искусств, работающей на заводе с 1947 года. В «Вавеле» такая лаборатория была создана в 1956 г. под руководством Яна Квинты, выпускника Краковской Школы Декоративного Искусства и Художественных Промыслов.

Похоже, что именно там были созданы наиболее интересные вещи. 4 х конфорочная индукционная плита Их авторами были Валентина Горошеник,Тереза Валигурска и Чеслав Пшчулковский, разработавшие образцы росписи декора декоративных тарелок, фигурок и сервизов; новые формы выходили в основном из модельной мастерской, где создавали их Збигнева Сливовска-Вавжиняк, Эдмунд Рушчиньский, Мария Кухарска. Впрочем, в настоящее время вопрос об авторстве во многих случаях является довольно запутанным. В основном это связано с тем, что в те времена считались достижения предприятий, а не отдельных художников; не без значения остаётся также факт, что после 1962 г. образцы фарфоровой галантерии производимые раньше на разных заводах, в том числе и те, созданные на валбжихских заводах, перенял завод «Свит» в Цмелёве. Поэтому авторство некоторых проектов, приписано позже художникам, связанных с заводом в Цмелёве, главным образом, дизайнерам из ИПД.

Так случилось, например, с популярной нынче фигуркой «Пастушки» (также известной как «Девушка с корзиной») в платье в нерегулярные красные, желтые или синие полосы, автором которой считается Любомир Томашевский, в то время как ей автором от 1957 г. является уже упомянутая Збигнева Сливовска-Вавжиняк, выпускница Вроцлавской Академии Изобразительных Искусств.

В том же году Сливовска также разработал еще одну форму, которая стала фарфоровым хитом ,(. ) а именно впечатляющую вазу Калипсо, с продолговатым отверстием в середине высоты. Вытекающие из этого недостатки в потребительском использовании компенсировала современная декоративная форма.Танцующий силуэт вазы (чье название произошло от модного танца) гармонирует с надаваемым колоритом: от строгих черно-белый линий, уложенных иногда вопреки изгибам, или расписанной так, чтобы подчеркнуть и углубить внутреннее «око». Одновременно с «Калипсо» Сливовска разработала также набор из трех ваз различной высоты, под общим названием «Капля», чуть менее авангардной формы, точно напоминающие капли воды.

Завод «Кшиштоф», по сравнению с « Валбжихом», выпусквл большее количество скульптур, созданных в Институе Промышленного Дизайна. В состав фарфорового зверинца входят, в частности: чомга, рысь, лебеди, дикий кабан, киви, японский петух, лось, бабуин. Из фигурок фифочек (хотя несколько иного типа), стоит упомянуть «Мексиканку» и «Певицы», иногда забавно называемых «Сёстры До Ре Ми». Очень интересной в этой компании была фигурка «На пляже». «Барышня с пляжа», откровение многих выставок, сравнивалась в связи со своим сексапилем с популярной в то время актрисой Ким Новак. Неудивительно, что и в этом случае ошибочно приписываются авторство статуэтки Л. Томашевскому. кэнд 50 На самом деле, разработал её для «Вавеля» скульптор Станислав Ольшамовский в 1958 году, наряду с другой — фигуркой медведя опирающегося на задние лапы (которую, однако, не надо путать с подобной скульптуркой авторства Ханны Ортвейн.

Валентина Горошеник и Тереза Валигурска разрабатывали и осуществляли в Вавеле декорации блюд, сервизов и галантерии. Наверное, не будет преувеличением сказать, что здесь они создали неповторимый стиль, которым фарфор из Валбжиха отличался от изделий созданных на иных заводах Польши. В проектах В. Горошеник обращает внимание оперирование художницей большимим поверхностями черных, красных и серых фрагментов, часто в сопоставлении негативов и позитивов ; в росписи тарелок и блюд появляются стилизованные человеческие фигуры(. ). Обе художницы создавали также абстрактные композиции, которые у Т. Валигурской были следствием особенного заинтересования миром растений подданым декоративной стилизации. Кроме профессиональных художников, в художественной лабораториях проходили практику студенты Вроцлавской Академии Изобразительных Искусств. Одна из студенток была автором часто копированной позже росписи декоративной тарелки «Адам и Ева» (1957). Из многих фасонов сервизов, созданных в «Вавеле» два были особенно популярны: «Юлита» (1957) и «Миллениум» (1960), авторства Эдмунда Рущинского. Как уже упоминалось, главным художником в Валбжихе была Людмила Покорная, а после того как она ушла с завода, на её место приняли Ричарда Макаревича. По сравнению с работами вышеупомянутых художниц, композиции Людмилы Покорной можно охарактеризовать как более унифицированные, отсюда, в них меньше свободного стиля. Однако это не меняет факта, что среди её проектов, можно найти много интересных версий декоративной росписи фигурок, сервизов — особенно кофейных — «Ева» (автор формы З. кипятильник электрический экг 50 Стадницкий, 1957) и «Том» (автор формы И. 4 х гранная терка Стецкевич ,1961), а также статуэток, созданных в Валбжихе . Пожалуй, самым известным является «Суданка», но надо также отметить фигурки лисы, ящериц, лягушек, фазанов, кур и петуха, пингвинов. Кроме пректов из ИПД внедрялись также интересные формы, созданные в модельном цехе в Валбжихе — в качестве примера можно привести интересную вазу с несколькими отверстиями, разработанную Иосифом Макаревичем.

На валбжихских заводах, выпускающих тоннами в основном фарфоровую столовую посуду, производство современной галантерии планировалось быть лишь дополнением к основному производству. Однако, успех польского дизайна на Международной ярмарке в Познани и выставках за рубежом привёл к тому, что этот ассортимент начал приносить значимую прибыль, особенно в виде так желательной в то время иностранной валюты с экспорта. Тогдашние любители современных безделушек охотились на них главным образом в варшавском салоне торговли фарфоровых заводов Нижней Силезии(. ),открывшимся 13 сентября 1957 года, где свою продукцию выбрасывал также завод Каролина из Явожину Силезской. Как писали в прессе — Тринадцатый, в пятницу — это хорошее начало . И действительно, заинтересованность салоном стало в то время, как бы мы сказали сегодня, мероприятием для СМИ, быстро превышая ожидания и возможности самих производителей.

Сегодня вновь возник интерес к изделиями конца 50-х и начала 60-х г.г. со времен так называемых пикассов , что означает, что все больше и больше фигурок, в частности, выставляется в антикварных магазинах; всё чаще можно найти интересный фарфор того времени(. ) на блошиных рынках. Стоит помнить также, что много этих изделий было вывезено за границу. Поэтому опытные коллекционеры должны иметь глаза и уши открытыми Никогда не известно, где вы встретите знакомое клеймо с надписью «Сделано в Польше.

Негр Ханны Ортвейн; Мексиканский всадник М.Нарушевич ( 49,99 килобайт ) Кол-во скачиваний: 2 ( 55,07 килобайт ) Кол-во скачиваний: 3.

Индюк М.Нарушевич; Дама с зеркалом Л. Томашевский; Гребешки Л. Томашевский ( 25,7 килобайт ) Кол-во скачиваний: 7 ( 47,85 килобайт ) Кол-во скачиваний: 4 ( 46,98 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1.

Ваза Каллипсо ; Ваза Капля ( 40,38 килобайт ) Кол-во скачиваний: 5 ( 53,85 килобайт ) Кол-во скачиваний: 3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *